👻 Статьи

Где нельзя устанавливать башмак

Тормозные башмаки — это простые, но крайне важные устройства, обеспечивающие неподвижность железнодорожного состава 🚂 на станционных путях и во время погрузочно-разгрузочных работ. Однако существуют места, где установка башмаков строго запрещена 🚫, поскольку это может привести к аварийным ситуациям и повреждению как самого состава, так и железнодорожного полотна. Давайте разберемся, где именно нельзя устанавливать тормозные башмаки и почему.

  1. Запретные зоны для установки тормозных башмаков
  2. Куда и как правильно устанавливать тормозные башмаки ✅
  3. Обсадные колонны: особенности установки башмака
  4. Эксплуатация и контроль состояния тормозных башмаков
  5. Заключение
  6. FAQ: Часто задаваемые вопросы

Запретные зоны для установки тормозных башмаков

  1. Рельсовые стыки: Установка башмака непосредственно перед рельсовым стыком или на самом стыке создает риск схода колес вагона 💥. Дело в том, что стык — это место соединения двух рельсов, которое, даже будучи сваренным, может иметь микронеровности. При наезде колеса на башмак, установленный в этой зоне, возникает дополнительная нагрузка на стык, что может привести к его повреждению и сходу вагона с рельсов.
  2. Крестовины стрелочных переводов: Крестовина — это элемент стрелочного перевода, где пересекаются пути. Установка башмака перед крестовиной или, тем более, на ней чревата блокировкой стрелки ❌ и созданием аварийной ситуации. Колесо вагона, упершись в башмак, может не дать стрелке перевестись в нужное положение, что приведет к сходу состава с рельсов или столкновению с другим составом.
  3. Наружный рельс кривой: На криволинейных участках пути наружный рельс испытывает повышенную нагрузку. Установка башмака на наружный рельс кривой увеличивает риск его повреждения и схода вагона. Под воздействием давления колеса наружный рельс может сместиться или деформироваться, что приведет к нарушению геометрии пути и создаст аварийную ситуацию.
  4. Между колесными парами тележек вагонов: Установка башмака в этом месте не только неэффективна, но и опасна. Башмак может выскочить из-под колес при движении состава и создать препятствие на путях.
  5. Под движущийся состав: Категорически запрещается пытаться установить башмак под движущийся состав! Это чрезвычайно опасно и может привести к тяжелым травмам и гибели людей!

Куда и как правильно устанавливать тормозные башмаки ✅

  1. Под крайние вагоны состава: Башмаки устанавливаются под крайние вагоны с обеих сторон состава, чтобы предотвратить его самопроизвольное движение.
  2. Носком к ободу колеса: Башмак укладывается таким образом, чтобы его носок плотно прилегал к ободу колеса.
  3. Несколько башмаков: При использовании нескольких башмаков для закрепления состава, их необходимо размещать под разными колесными парами, а не под одной.
  4. Запрет на использование посторонних предметов: Для закрепления состава запрещается использовать посторонние предметы вместо тормозных башмаков!

Обсадные колонны: особенности установки башмака

Башмак обсадной колонны — это элемент, который устанавливается в нижней части колонны и выполняет ряд важных функций: предотвращает попадание грунта внутрь колонны, защищает ее от повреждений, обеспечивает герметичность соединения.

Существуют специальные башмаки для установки в сложных грунтах, склонных к текучести. Такие башмаки устанавливаются ниже подошвы текучих пород или в плотных пропластках, чтобы обеспечить надежную фиксацию обсадной колонны.

Эксплуатация и контроль состояния тормозных башмаков

Тормозные башмаки должны регулярно осматриваться на предмет повреждений: трещин, изломов, деформаций. Башмаки с повреждениями подлежат изъятию из эксплуатации.

Заключение

Правильная установка тормозных башмаков — это залог безопасности на железной дороге. Соблюдение правил и рекомендаций по установке башмаков поможет избежать аварийных ситуаций и обеспечит безопасную эксплуатацию железнодорожного транспорта.

FAQ: Часто задаваемые вопросы

  • ❓ Можно ли устанавливать тормозной башмак на рельсовый стык, если он сварен?

Нет, даже на сваренном стыке установка башмака не допускается.

  • Что делать, если возникла необходимость закрепить состав в месте, где установка башмака запрещена?

В таких ситуациях необходимо использовать другие способы закрепления состава, например, тормозные колодки или специальные устройства.

  • ❓ Кто несет ответственность за правильную установку тормозных башмаков?

Ответственность за правильную установку тормозных башмаков несут лица, ответственные за производство маневровых работ.

  • ❓ Где можно ознакомиться с полным перечнем правил установки тормозных башмаков?

Подробная информация содержится в инструкциях по охране труда и технике безопасности при производстве маневровых работ на железнодорожном транспорте.

Вверх