👻 Статьи

Какой из указанных неисправностей запрещается эксплуатация стрелочных переводов

Стрелочные переводы — неотъемлемый элемент железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающий плавное и безопасное движение поездов по разветвлениям путей. Однако, как и любая другая сложная инженерная конструкция, стрелочные переводы подвержены износу и появлению дефектов.

Именно поэтому, обеспечение безопасности движения на железной дороге требует неукоснительного соблюдения строгих правил эксплуатации стрелочных переводов. Ведь даже незначительное, на первый взгляд, повреждение может привести к серьезным последствиям, включая сход поезда с рельсов.

  1. Критические неисправности: когда эксплуатация стрелочного перевода становится невозможной
  2. Дополнительные факторы риска ⚠️
  3. Классификация стрелочных переводов по маркам крестовин
  4. Высокоскоростные стрелочные переводы 🚄
  5. Где нельзя укладывать стрелочные переводы
  6. Сколько неисправностей стрелочного перевода по новому ПТЭ
  7. Выводы
  8. FAQ: Часто задаваемые вопросы о неисправностях стрелочных переводов

Критические неисправности: когда эксплуатация стрелочного перевода становится невозможной

Существует ряд критических неисправностей, при обнаружении которых эксплуатация стрелочного перевода категорически запрещается. К таким неисправностям относятся:

1. Износ элементов стрелочного перевода:
  • Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков, сердечников:

Износ этих элементов приводит к ослаблению конструкции стрелочного перевода и увеличивает риск его разрушения под воздействием нагрузок от проходящих поездов.

  • Отсутствие или неплотное прилегание накладок в местах стыков и креплений:

Накладки обеспечивают надежное соединение рельсов. Отсутствие или неплотное прилегание накладок может привести к смещению рельсов и сходу поезда.

  • Накат металла головки рамного рельса:

Эта неисправность возникает из-за длительного воздействия колес поездов на рамный рельс и может привести к его разрушению.

2. Нарушение геометрии пути:
  • Недопустимая ширина колеи:

Ширина колеи на стрелочном переводе должна строго соответствовать нормативным значениям (не менее 1512 мм и не более 1548 мм). Отклонение от нормы может привести к сходу колесных пар вагонов с рельсов.

  • Уширение или сужение колеи у остряков стрелки:

Эта неисправность приводит к нарушению плавности движения поездов и увеличивает риск схода.

  • Отбой рамного рельса:

Отбой рамного рельса — это отклонение его от нормального положения. Данная неисправность может привести к удару колеса о рельс и сходу поезда.

  • Угон остряка:

Угон остряка — это смещение остряка от рамного рельса, что может привести к направлению поезда на неверный путь.

3. Другие неисправности:
  • Загрязнение стрелки или отсутствие смазки башмаков:

Эти факторы затрудняют перевод стрелки и могут привести к ее поломке.

  • Чрезмерная затяжка корневых болтов:

Чрезмерная затяжка болтов может привести к деформации элементов стрелочного перевода и нарушению его работы.

  • Прессованный снег или грязь в корневом креплении:

Снег и грязь препятствуют нормальной работе стрелочного перевода и могут привести к его заклиниванию.

  • Протяженность зоны выкрашивания остряка:

Выкрашивание остряка свидетельствует о его износе. Превышение допустимой протяженности зоны выкрашивания делает эксплуатацию стрелочного перевода небезопасной.

Дополнительные факторы риска ⚠️

Помимо перечисленных неисправностей, существуют и другие факторы, которые могут привести к запрету эксплуатации стрелочного перевода. К ним относятся:

  • Отсутствие или неисправность устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки):

Эти устройства обеспечивают безопасность движения поездов на стрелочных переводах. Их неисправность делает эксплуатацию перевода недопустимой.

  • Повреждение или отсутствие элементов крепления стрелочного перевода:

Отсутствие или повреждение болтов, клемм, подкладок и других элементов крепления может привести к смещению или разрушению стрелочного перевода.

  • Неудовлетворительное состояние балластного слоя:

Балластный слой обеспечивает устойчивость стрелочного перевода. Его размыв, загрязнение или просадка недопустимы.

  • Неблагоприятные погодные условия:

Сильный снегопад, ливневые дожди, гололед могут значительно затруднить эксплуатацию стрелочного перевода и сделать ее небезопасной.

Классификация стрелочных переводов по маркам крестовин

Стрелочные переводы классифицируются по маркам крестовин, которые определяют крутизну пересечения путей.

  • На приемо-отправочных путях, предназначенных для грузового движения, устанавливаются стрелочные переводы с маркой крестовины не круче 1/9, а симметричные — не круче 1/6.
  • На прочих станционных путях используются стрелочные переводы с маркой крестовин не круче 1/8, а симметричные — не круче 1/4,5.

Высокоскоростные стрелочные переводы 🚄

Для обеспечения безопасности движения пассажирских поездов со скоростью от 140 до 250 км/ч на стрелочных переводах устанавливаются:

  • Внешние замыкатели остряков и подвижных сердечников:

Эти устройства обеспечивают надежное запирание остряков и сердечников в нужном положении, предотвращая их самопроизвольное перемещение.

  • Стационарные устройства очистки от снега и льда:

Эти устройства необходимы для удаления снега и льда с поверхности стрелочного перевода, которые могут привести к его заклиниванию.

Где нельзя укладывать стрелочные переводы

Существуют ограничения на укладку стрелочных переводов в определенных местах железнодорожного пути:

  • На приемо-отправочных путях, расположенных на кривых, а также на закрестовинных кривых, где установленные скорости движения 25 км/ч и менее, возвышение наружного рельса, как правило, не устраивается.
  • Переводные кривые стрелочных переводов, расположенных на прямых участках, содержатся без возвышения наружного рельса.

Сколько неисправностей стрелочного перевода по новому ПТЭ

В новой редакции Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) приведен исчерпывающий перечень неисправностей стрелочных переводов, при которых их эксплуатация запрещена.

Выводы

Стрелочные переводы — важный элемент железнодорожной инфраструктуры, от технического состояния которого напрямую зависит безопасность движения поездов. Соблюдение правил эксплуатации, своевременное выявление и устранение неисправностей — гарантия безаварийной работы железнодорожного транспорта.

FAQ: Часто задаваемые вопросы о неисправностях стрелочных переводов

  • Вопрос: Какие неисправности стрелочных переводов встречаются наиболее часто?
  • Ответ: К наиболее частым неисправностям относятся: износ рамных рельсов и остряков, отсутствие или неплотное прилегание накладок, загрязнение стрелки, нарушение ширины колеи.
  • Вопрос: Кто несет ответственность за содержание стрелочных переводов в исправном состоянии?
  • Ответ: Ответственность за техническое состояние стрелочных переводов несут организации, эксплуатирующие железнодорожные пути.
  • Вопрос: Как часто необходимо проводить осмотр стрелочных переводов?
  • Ответ: Периодичность осмотров стрелочных переводов устанавливается в зависимости от интенсивности движения поездов и других факторов, но не реже одного раза в сутки.
  • Вопрос: Куда необходимо сообщать об обнаружении неисправностей стрелочного перевода?
  • Ответ: О любых обнаруженных неисправностях необходимо немедленно сообщать дежурному по станции или другому ответственному работнику железнодорожного транспорта.
Вверх